Структура мини-сочинения по обществознанию

Задание 29 на ЕГЭ по обществознанию — мини-сочинение, в котором выпускнику потребуется раскрыть смысл высказывания какого-либо представителя экономики, философии, политологии, социологии и правоведения. Всего на выбор представляется пять цитат

Многие ошибочно сравнивают это задание с эссе, в то время как эссе предполагает раскрыть и обосновать только собственную точку зрения на содержание приведённой цитаты. Мини-сочинение же основано на идее автора, которую учащемуся необходимо обосновать: использовать теоретические знания сферы деятельности автора, привести аргументы и факты.

Как написать сочинение (эссе) по обществознанию на ЕГЭ

Мини-сочинение — самое весомое задание в ЕГЭ по обществознанию. При выполнении всех требований учащийся получит 6 первичных баллов. И, чтобы получить такой результат, рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • приступить к мини-сочинению только после выполнения заданий части 1 и части 2 и выделить на его написание не менее 90 минут;
  • выбрать ту цитату, в теме которой уверены; поиск аргументов не должен вызывать затруднений;
  • работу начать с черновика, оставлять на нём широкие поля для заметок и дополнений;
  • следовать структуре мини-сочинения, чтобы проверка экспертами не вызвала затруднений и учла все критерии;
  • следить за качеством и количеством аргументов, они должны строго соответствовать теме высказывания и выводу.

План мини-сочинения ЕГЭ по обществознанию

Для того чтобы правильно раскрыть смысл выбранного высказывания необходимо придерживаться плана. Он поможет выпускнику построить чёткую структуру аргументации, а также покажет понимание темы.

Структура сочинения по обществознанию на ЕГЭ:

  1. Выбранная цитата.
  2. Актуальность проблемы, поднятой автором в высказывании.
  3. Основная мысль высказывания.
  4. Собственная точка зрения на данную проблему — согласиться с автором полностью, частично либо опровергнуть мысль автора.
  5. Приведение теоретических аргументов — использование понятий и терминов из курса обществознания.
  6. Приведение двух примеров из истории, жизни общества или социального опыта выпускника.
  7. Вывод.

Для выделения каждого пункта допускается использование фраз-клише. Их рекомендуется выучить при подготовке, чтобы во время самого экзамена не тратить время на подбор слов.

Критерии оценивания сочинения

Критерии оценивания задания 29 на ЕГЭ по обществознанию, которые используются при проверке работ, чётко указывают на то, что мини-сочинение должно иметь научный подход. Разберём каждый из критериев:

К1 (29.1) — раскрытие смысла высказывания. Учащемуся требуется правильно выделить основную идею (одну или несколько) в выбранном высказывании, полагаясь на содержание курса по обществознанию. Если сделать это неверно, то по данному критерию, как и по всем последующим выпускник может получить 0 баллов. Если же он справился, эксперт оценит критерий в 1 балл.

К2 (29.2) — теоретическое содержание мини-сочинения. Выполнение этого критерия оценивается в 2 балла. Выпускнику требуется вспомнить термины, виды и функции курса обществознания, которые раскрывают и подтверждают основную мысль автора высказывания. Понятия должны быть корректно сформулированы.

К3 (29.3) —связность и логичность рассуждений, выводов. По этому критерию эксперты оценивают связи, их последовательность и отсутствие противоречий между приведёнными теоретическими положениями. Выпускник должен привести достоверные с точки зрения науки рассуждения и вывод, чтобы получить по данному критерию оценивания 1 балл.

К4 (29.4) — качество приводимых фактов и примеров. В качестве аргументации выпускнику требуется привести минимум два социальных факта из таких источников, как:

  • СМИ и интернет-ресурсы (без указаний конкретных названий) отражающие примеры из жизни современного общества;
  • история стран, науки, техники и искусства;
  • книги, фильмы, театральные постановки в качестве личного социальный опыта выпускника, его родственников или знакомых.

Аргумент может содержать как реальные факты, так и модели социальных ситуаций; отражать примеры из истории прошлого и современного общества. Допускается использование фактов из литературы, кинематографа и искусства, изученных выпускником самостоятельно, вне рамок образовательного процесса. Но примеры не должны быть однотипны.

Важно, чтобы аргументы не искажали суть цитаты автора, были развёрнуты, понятны и логичны, не содержали фактических и смысловых ошибок В противном случае эксперт сделает вывод о непонимании используемого материала и не зачтёт примеры. В этом случае выпускник потеряет 2 балла.

Таким образом, наиболее высокими баллами оцениваются теоретические знания ученика и качество приведённых им аргументов. В то же время неверно раскрытый смысл высказывания в самом начале сочинения грозит полностью перечеркнуть работу над заданием.

Многие учащиеся сомневаются в своих силах, когда доходят до задания 29 на ЕГЭ по обществознанию. Однако для того, чтобы написать сочинение, нужно всего лишь понимать требования проверки данного задания. Соблюдение структуры мини-сочинения, знание базовых теоретических положений курса и правильно подобранные аргументы обеспечат выпускнику высокий балл. Поэтому важно проявить усидчивость и терпение при подготовке к экзамену.